Моя корзина  
Ваша корзина пуста
Блеск Грации
Пошив костюмов для художественой гимнастики, фигурного катания.
Продажа тканей, страз , фурнитуры для создания костюмов.

+7 (912) 559-11-77 МТС
+7 (963) 555-17-96 БИЛАЙН

natalia@blesk-straz.ru
Garfild-75

УБРАТЬ ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

УБРАТЬ ЭФФЕКТ БАБОЧКИ

Безымянный

 
               Равновесие — эт о Двуликий Янус гимнаст ики. («Равн овесие»: англ . Equi   librium от лат . ae quu s —   «равный», libra — «весы». Отсюда термин    «эквилибрист » — тот, кто      демонст рирует равновесие.)
     Со стороны может показат ься, что гимнастка замирает в принимаемой   позе. Однак о никакого замирания не происходит, и требовать его от  с  портсменки было бы  ошибкой. То, что нам кажетс я, не происходит на   с   амом деле. В эт ом заключаетс я основной принцип искусства . А движения  в гимнастике, несмотря на кажущуюся ест еств енность, относятс я кразряду искусств енных. Итак , никакой фикса ции позы в равновесиях   производить не следует! И вот почему...
Текст : Олег Вас ильев, врач, тренер,
с.н.с. НИИ Спорта РГУФКСиТ. Фото: автора

 

 

Девочка на шаре (Acrobate a la boule/ Fillette a la boule, 1905 г.), холст, масло. Музей им. А.С. Пушкина, Москва. Шедевр «розового» периода в творчестве Пабло Пикассо

Обратимся к медицине, математике и хореографии.
МЕДИЦИНА
За ориентировку в пространстве отвечает вестибуля рный аппара т (лат. vestibulum «преддверие»), расположенный во внутреннем ухе. Но этот орган еще более реагирует на изменение положения тела (головы) в пространстве.
При прекращении движения он практически отключается и на поддержание равновесия существенно не влияет. Поэтому к традиционным рекомендациям по тренировке равновесия через упражнения на  ращение (серии кувырков и т.п.) следует относиться сдержанно.
На равновесие скорее влияет мозжечок (лат. cerebellum — дословно «малый мозг»), координирующий мышечный тонус и положение тела и конечностей в пространстве. Однако этот орган весьма автономен, и повлиять на его работу мы практически не в состоянии.
В наших силах тренировать мышечное чувство, тонус и зрение, вернее, его депривацию (отключение). Закрывая глаза, мы обостряем тонкую проприоцептивную чувствительность — мышечное чувство, которое вносит основной вклад в поддержание равновесия. Тесты на удержание равновесия с закрытыми глазами следует признать наиболее физиологически адекватными.
Впрочем, все труды по тренировке равновесия пойдут насмарку, если у спортсмена неустойчивая нервная система. В состоянии возбуждения у гимнастов с лабильной психикой наработанные координационные связи становятся нестабильными. Таким спортсменам удержать равновесие на соревновании крайне непросто.
Осознать, вернее, понять принцип сохранения равновесия нам поможет...
МАТЕМАТИКА
С позиции классической механики равновесие может быть устойчивым и неустойчивым.
Взглянем на известную картину Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Для твердых тел все просто: рассмотрим картину без девочки и без атлета. Шар на плоскости находится в состоянии неустойчивого равновесия, достаточно его покачнуть — и он покатится. А чтобы сдвинуть куб, придется приложить значительные усилия. Куб находится в состоянии устойчивого равновесия.
Вывести из равновесия шар, на котором стоит девочка-гимнастка, значительно сложнее. Гимнастка своим балансированием будет противостоять нашим попыткам сдвинуть шар.
Тем самым динамическая система «девочка на шаре» значительно более устойчива, чем просто шар. Шар сам по себе никак не может противостоять внешним усилиям, а девочка на шаре — в известных пределах может. В этом и заключается принцип устойчивости динамических систем.
Чтобы гимнастка могла выполнить сложное равновесие, она должна не замереть в принимаемой форме, а наоборот, производить движение с небольшим отклонением от заданной формы равновесия. Математики приложили немало усилий для исследования оптимальных границ таких небольших отклонений. Оказалось, чтобы пребывать в состоянии равновесия сколько угодно, необходимо не просто хаотически колебаться около принимаемой формы, а производить движения по определенным траекториям, которые в теории динамических систем называют аттрактором.
Эти траектории не так уж сложно почувствовать. При выходе на них тело само начинает двигаться как по рельсам, сохраняя устойчивость внешней формы равновесия. Данный эффект лучше всего ощутить при выполнении стойки на руках или при балансировании лежа на воде.
Рассчитать аналитически траектории равновесия (аттрактора) для принимаемых в гимнастике форм современная математика пока не в состоянии. Гимнаст, координируя свои действия при выполнении упражнения, решает задачу такой сложности, которая не по силам никаким современным компьютерам.
Искусство равновесия состоит в чувствовании устойчивых траекторий, в интуитивном ощущении аттрактора для каждой принимаемой формы. Может быть, сказанное выглядит достаточно мудрено и не стоит этим озадачиваться? К сожалению, выхода нет:
либо нарабатывать эти траектории, либо возникнет «эффект бабочки», когда минимальное внешнее или внутреннее воздействие на тело гимнаста будет вызывать потерю равновесия.
Моделью «эффекта бабочки» может стать шар, поставленный на вершину горы: небольшое сотрясение — и он покатится с горы в неизвестную сторону. Кстати, поэтому (из-за «эффекта бабочки») тренировать равновесие за счет многократного повторения элемента, с которого постоянно «сваливаешься», не имеет смысла (да и педагогически неправильно — закрепляется ненужный навык).
В гимнастике «эффект бабочки» может проявиться в виде психосоматического стресса. Когда даже недружелюбное слово, взгляд тренера, соперников перед соревнованием способны разрушить соревновательный настрой спортсмена.
А в процессе выступления — в незначительной оплошности, которая приводит к сбою всей последующей соревновательной программы.
Безымянный3  
«Эффект бабочки» — незначительное
влияние на систему может иметь большие
и непредсказуемые последствия где-
нибудь в другом месте и в другое время. «Небольшие различия
в начальных условияхрождают огромные
различия в конечном явлении…
Предсказание становится невозможным», —
французский математик Жюль Анри Пуанкаре
(1854–1912)
ХОРЕОГРАФИЯ
Апломб в хореографии уже со времен известного французского балетмейстера Жан-Этьена Дэспро (1748–1820) рассматривают именно как динамический вид равновесия.
Для достижения апломба у педагогов хореографов есть свой словесный инструментарий: «подтянуть корпус», «взять спину», «подтянуть живот», «раскрыть и опустить плечи», «встать на ногу»... Все эти указания говорят о динамике согласованных движений тела, а не о его фик-
сации.
Одной из первых, кто начал целенаправленно вырабатывать апломб, была основательница школы русского классического танца А.Я. Ваганова: «Стержень устойчивости — позвоночник. ...Когда вы сумеете его почувствовать и захватить мускулатурой в области поясницы, вы уловите этот стержень». С тех пор главным
средством и методом тренировки устойчивости в гимнастике стала хореография (в гимнастике — на бревне и у станка).
Эффективным средством тренировки равновесия следует считать упражнения ЛФК на поддержание
тонуса сводов стопы
4
И, НАКОНЕЦ, ПРА КТИКА...
Опыт показывает, что к теории не стоит относиться, как к практике. Даже самые правильные рассуждения на практике зачастую оказываются не работающими. Так, с позиции механики, чем больше площадь опоры, тем устойчивее равновесие. Но в зале все происходит с точностью до наоборот! Для лучшего удержания равновесия при стоянии на полной стопе и даже на полупальцах гимнастка нередко поджимает пальцы, округляя свод или переднюю часть стопы. То же происходит и при стойках на руках: для лучшего удержания равновесия гимнаст «подсгибает» пальцы рук. Собирая пальцы рук или ног на опорной конечности, имнасты формируют устойчивую конструкцию по типу купола (как тут не вспомнить купол Собора Святого Петра
в Риме, созданного по проекту Микеланджело).
Поперечное плоскостопие «уплощает» своды стопы, особенно при выходе на полупальцы.
Поэтому к эффективным средствам тренировки равновесия следует отнести упражнения ЛФК (лечебной физкультуры) на поддержание тонуса сводов стопы.
Мышцы, сгибающие пальцы стопы, формирующие подъем и удерживающие реливе, находятся на голени. Забитость этих групп мышц существенно сказывается на качестве равновесия.
Колени при равновесии на ногах, как и локти при равновесии на руках, обычно выключены. Поэтому следующим после голеностопного сустава звеном по стабилизации равновесия является тазобедренный сустав (плечевой пояс при равновесии на руках).
При недостаточности глубоких мышц таза стабилизация тазобедренного сустава достигается только в положении с внутренней ротации бедра. Что внешне выглядит как «косолапая опорная нога». Очень часто можно увидеть гимнасток, стоящих в равновесии с коленом и стопой опорной ноги, завернутой чуть внутрь, — так легче достигается стабилизация таза.
Недостаточность мышц таза обычно сопровождается излишним прогибом в пояснице поясничным гиперлордозом. Без стабилизации мышечно-связочного аппарата таза бороться с поясничным гиперлордозом бесполезно. Типичными симптомами проявления недостаточности мышц таза являются неприятные и болевые ощущения по бокам от крестца и копчика при надавливании. Любые повреждения
копчика также отражаются на стабильности и тонусе мышечно-связочного аппарата таза.
В каком положении опорной ноги равновесие стабильнее — «в косолапом», по шестой позиции или выворотно? Если у гимнастки недостаточность мышц таза (поясничный гиперлордоз), то иначе как «косолапо» ей не устоять.
Но если у гимнастки таких проблем нет, то стоять полувыворотно будет намного устойчивее, чем по шестой позиции. Строго выворотные положения помимо выворотности в тазобедренном суставе требуют длительной специальной «закачки» поясницы и мышечно-связочного аппарата таза.
Следует обратить внимание на стабильность квадрата плечи-бедра. Плечевой пояс можно рассматривать как аналог таза: нижние конечности сочленяются с позвоночником посредством таза, верхние — посредством плечевого пояса. В этом смысле лопатки — это аналог подвздошных костей таза. Поднятые плечи и торчащие лопатки порождают нестабильность корпуса — равновесие валится. «Рука, повисшая в верхней своей части, не дает возможности удержать устойчивость», — писала А.Я. Ваганова. Завершает вы-
страивание равновесия шея.
Итак, равновесие с опорой на ногу выстраивается по следующей цепочке: пальцы ног, голеностопный сустав, тазобедренный сустав, поясница, плечевой пояс, шея. При равновесии на руках цепочка стабилизации выстраивается в обратном порядке, от рук до оттянутых пальцев ног. А какому звену из этой цепочки отдать предпочтение, каждый должен определить для себя сам. Нужно «...много работать, постоянно тренируя ту часть тела, которая хранит в себе секрет равновесия» (Грациозо Чеккетти).
В рамках этой цепочки и следует производить рассмотренные выше низкоамплитудные движения по достижению стабилизации позы, которая на языке остеопатии называют «игрой суставов». Известный физиотерапевт Д. Меннелл о важности «игры суставов» пишет следующее: «Именно благодаря движениям «игры суставов» мы редко страдаем от переломов-вывихов в области голеностопного сустава, когда
ударяемся ногой обо что-то твердое или спотыкаемся, а также от переломов в области запястья, когда падаем на вытянутые руки. «Игра суставов» спасает нас тысячу раз в течение дня: она позволяет тканям, расположенным вокруг суставов, выполнять роль амортизаторов».
На равновесии должны работать все суставы, все сочленения, кроме выключенных по эстетическим соображениям (например, коленный сустав). Кстати, поэтому равновесие при согнутом коленном суставе выполнить легче, чем при выключенном.
Лучше всего почувствовать «игру суставов» можно на батуте или мини-трампе.
Равновесие в гимнастике — это не фиксация позы, а согласование в движении! За равновесие надо бороться подобно выходу в спичаг или в стойку на руках. Для этого нужна не только координация, но и сила, про которую часто забывают.
Расширенный поиск  
Цена (руб.):
 
Выберите категорию:
Производитель:
Результатов на странице: