Моя корзина  
Ваша корзина пуста
Блеск Грации
Пошив костюмов для художественой гимнастики, фигурного катания.
Продажа тканей, страз , фурнитуры для создания костюмов.

+7 (912) 559-11-77 МТС
+7 (963) 555-17-96 БИЛАЙН

natalia@blesk-straz.ru
Garfild-75

Парадоксы равновесия

ПАРАДОКСЫ РАВНОВЕСИЯ
Олег Васильев, с. н. с. НИИ Спорта РГУФКСМиТ, фото автора

Безымянный

  Умение держать равновесие ценится во многих видах спорта: и в спортивной, и в художественной гимнастике, в акробатике, фигурном катании, спортивных танцах, даже в горнолыжном и парусном спорте!
Но что такое равновесие — спортивной науке до сих пор не ясно. Полагают, что это комплексный сплав неврологии и биомеханики. Тренеры нередко спрашивают, как же эффективно тренировать равновесие?
Можно, конечно, заставить спортсмена стоять в пассе на полупальце как можно дольше, даже с закрытыми глазами. Но такое положение само по себе и является равновесием. Тем самым мы тренируем равновесие, через равновесие! Как ни странно, но такой метод до сих пор популярен во многих видах спорта.

  Без понимания сущности равновесия переходить к его тренировке малоэффективно. Не будем томить читателя — секрет равновесия прост и сложен одновременно. Сущность равновесия в ЛИНИИ ! Именно она будет определять ось, вокруг которой и выстраива¬ется равновесие.
Если у спортсмена есть ось и линия , то можно тренировать их выстраивание. Но если линия не сформирована, то все попытки тренировать равновесие закончатся лишь ненужным закрепощением тела. Так, например, заставлять учеников стоять на полупальцах в пассе, атитюде, в чём угодно без предварительно сформированной линии является, по крайней мере, тренерской ошибкой. А такое можно увидеть сплошь и рядом!

 Если речь идёт о хореографии, то проблем нет. Хореография сама выстраивает необходимую классическому танцу линию, ось и равновесие — правильнее сказать, апломб. Но если речь идёт о спорте — одной хореографии будет недостаточно. Её придется усиливать средствами спортивной тренировки. Другими словами, выстраивание оси и линии мы берём из хореографии, а формирование мышечного тонуса на их удержание — из спорта. Но и тут не так всё просто.
  Как часто мы слышим команду «замри» при выполнении гимнастом равновесия? Многие до сих пор полагают, что чем «сильнее» спортсмен замер, тем лучше он удержит равновесие. Это очередное заблуждение!
 При равновесии замирать ни в коем случае не следует! Всё как раз наоборот! Необходимо совершать минимальные, едва заметные движения вдоль оси равновесия, не искажая линию. Это называется динамическим или неустойчивым равновесием. На его поддержание приходится тратить силы. А на поддержание статического равновесия тратить силы не нужно, но это по сути дела стабильное состояние равновесия по типу лёжа на спине. Даже мостик, берёзка, шпагат можно отнести к элементам с динамическим равновесием. Так что за равновесие надо бороться в прямом и переносном смысле!
 Если коротко, то адекватная тренировка равновесия состоят из двух этапов:
1. формирование линии и оси, специфической данному виду равновесия;
2. формирование мышечного тонуса на поддержание нужной линии.
 Иными словами, чтобы научить спортсмена держать равновесие, нужно выстроить ему линию и научить за неё бороться.
 Обсуждение непосредственно выстраивания линии мы отложим — это дело хореографии. А вот как научиться за неё бороться — об этом мы поговорим подробнее.
 Сложность заключается в том, что в борьбу за равновесие должны вступать глубокие тонические мышцы, добраться до тренировки которых обычными средствами спорта очень непросто. На практике нередко все происходит наоборот: чем больше мы формируем мышечный корсет в традиционном его понимании,тем больше теряют силу тонические мышцы. А они, кстати, и формируют осанку. Поэтому так часто на медосмотрах у гимнастов и даже у пловцов обнаруживают нарушения осанки — вплоть до сколиоза. Хотя при нарушениях осанки врачи как раз рекомендуют гимнастику и плавание. В чём же дело? Все дело в режимах тренировки. Глубокий тонический мышечный корсет, а именно он формирует и удерживает ось и линию, тренируется по иным законам, нежели банальные «силовые» мышцы.
  К сожалению, в учебниках институтов физкультуры под тренировкой «силы» понимается исключительно тренировка «силовых» мышц. А тонические мышцы укрепляют курсах ЛФК (пилатес, кстати, был изначально разработан как комплекс ЛФК).

 Оставим теорию… Для наглядности мы приведём несколько эффективных примеров тренировки тонических мышц на поддержание оси и линии.

ПРИМЕР ПЕРВЫЙ (ЭФФЕКТ НЕСТАБИЛЬНОСТИ В НЕВЕСОМОСТИ).
 Батут относится к универсальным спортивным снарядам. На нем можно моделировать целую гамму тренировочных эффектов. Можно ставить прыжок, повороты и вращения, увеличивать растяжку на шпагаты, и даже восстанавливать опорно-двигательный аппарат и лечить плоскостопие.
 Нас же будет интересовать эффект «нестабильнсти в невесомости», который, хочет того спортсмен или нет, заставляет его вы страивать ось и линию . Иначе батут просто сбрасывает спортсмена с себя. Достаточно выполнить несколько прыжков в основной стойке, как мышечное чувство оси и линии обостряется, а глубокие тонические мышцы включаются в работу на поддержание «устойчивости» в невесомости. А далее это мышечное чувство оси и линии следует закреплять в условиях ограниченного баланса, то есть на гимнастическом бревне.
ПРИМЕР ВТОРОЙ (ЭФФЕКТ БАЛАНСА).
 Стандартное гимнастическое бревно имеет ширину 10 см. и поднято над уровнем пола на 120 см. В оснащённых тренировочных залах обычно бывают брёвна разной высоты, вплоть до самых низких, лежащих прямо на полу. Именно с самых низких брёвен мы рекомендуем начинать тренировать равновесие.
 Что же лучше всего делать? Самое простое — ходить по бревну полу-выворотным шагом на полной стопе. И только после обретения уверенности можно начинать по нему ходить на полупальцах.
 Как только спортсмен почувствует бревно, вносите дополнительные дестабилизирующие факторы. Например, броски предмета самому себе или в паре. Поначалу, броски на бревне можно выполнять стоя на полной стопе на двух ногах. И только потом выходить на полупальцы.

Методическое замечание. Следует различать равновесие как комплексное психофизическое качество, и равновесие, как элемент из соревновательных правил. Другими словами, начинайте добиваться стабилизации равновесия с полной стопы, ведь удержание равновесия на полупальцах является лишь доводкой сформированного умения держать равновесие.

В заключение подчеркнём еще раз: не тренируйте равновесие через равновесие! Ведите своих спортсменов к цели поэтапно.

 

 

Расширенный поиск  
Цена (руб.):
 
Выберите категорию:
Производитель:
Результатов на странице: