Моя корзина  
Ваша корзина пуста
Блеск Грации
Пошив костюмов для художественой гимнастики, фигурного катания.
Продажа тканей, страз , фурнитуры для создания костюмов.

+7 (912) 559-11-77 МТС
+7 (963) 555-17-96 БИЛАЙН

natalia@blesk-straz.ru
Garfild-75
Главная \ ЭТО ИНТЕРЕСНО (СПОРТ - МЕДИЦИНА - РЕЗУЛЬТАТ) \ Коррекция тонуса, рабочей осанки и паттернов движения методом В. Войта и его модификация, применительно к задачам тренировочного процесса

Коррекция тонуса, рабочей осанки и паттернов движения методом В. Войта и его модификация, применительно к задачам тренировочного процесса

http://www.sportmedicine.ru/medforsport-2011-papers/vasilev.php

Коррекция тонуса, рабочей осанки и паттернов движения методом В. Войта и его модификация, применительно к задачам тренировочного процесса

Васильев О.С.

НИИ Спорта, РГУФКСиТ, Москва

Одной из немаловажных задач, решаемых в ходе тренировочного процесса, является формирование мышечного тонуса, адекватного принятой рабочей осанке и выполняемому спортивно-гимнастическому элементу. Нарушение мышечного тонуса, нередко проявляющееся на практике в виде мышечного дисбаланса, приводит к изменению заданной структуры выполняемого движения, то есть к ошибке выполнения элемента или действия. Мышечно-несбалансированная рабочая осанка влечет изменение кривизны естественных изгибов позвоночника и отклонения позвоночного столба во фронтальной плоскости, что является причиной формирования патологической осанки, которая, в свою очередь, приводит к нерациональной биомеханике движения спортсмена в целом: формируются «движения-паразиты», альтернативные компенсирующие навыки и т.п.

Нарушение осанки по кифотическому типу достаточно распространено в мужской спортивной гимнастике и несколько в меньшей степени присутствует в женской спортивной гимнастике.

Очень часто такое нарушение осанки в тренеры-преподаватели воспринимают как «профессиональную особенность» гимнастов и не придают ему должного внимания. Но такая «кифотическая установка» в грудном отделе позвоночника существенно ограничивает (блокирует) подвижность соответствующего отдела позвоночника, ограничивая замах (отмах) руками назад, что непосредственно сказывается на спортивной мастерстве гимнаста — страдает фундаментальная гимнастическая связка «курбет-антикурбет», лежащая в основе гимнастической акробатики и школы движения на снарядах.

Другой, немаловажной проблемой тренировочного процесса является проблема переобучения. Как избавиться от «движений-паразитов», как компенсировать эффект отрицательного переноса навыка или просто переучить ошибочно сформированный навык? То есть, ставится вопрос о поиске эффективных способов коррекции «порочных» двигательных моделей (функциональных двигательных блокад). При этом известно, что чем «глубже» находится фиксация «порочного движения» (уровни «Л» и «5» по Н.А. Бернштейну), тем сложнее он подвергается коррекции.

Уровень Л (субкортикальный, рубро-спинальный уровень палеокинетических регуляций).

Этот уровень обеспечивает регуляцию всей висцеральной гладкомышечной системы, а также соматической (поперечно-полосатой) мускулатуры, функционирующей в режиме в режиме висцеральной. Движения гладких мышц медленны, плавны, неторопливы, диффузны. У человека гладкомышеч-ная система обеспечивает поддержание висцерального тонуса и формы внутренних органов.

Распространяясь на поперечно-полосатую мускулатуру уровень палеокинетических регуляций «заставляет» ее функционировать в «гладко-мышечном режиме», то есть проявляется как мышечный тонус. Бернштейн определял мышечный тонус как «палеокинетический модус работы поперечно-полосатой мышцы», то есть под регуляторным управлением уровня А поперечно-полосатая мышца работает по подобию гладкой мышцы.

Тонус является фоновым напряжением. Он относится к непроизвольным напряжением мышц, поэтому коррекция тонуса (гипер\гипотонуса) является непростой задачей. Без нормализации тонуса все более сложные движения будут неполноценными. С обретением тонуса поперечно-полосатая мускулатура приобретает способность к поддержанию позы и рабочей осанки, которые опосредуются уже уровнем В (и частично более высокими уровнями регуляции).

С позиции теории построения движения уровень А по Бернштейну является «фотоном всех фонов», фундаментом любого движения. Этот уровень также ответственен за принятие и поддержание позы в невесомости, поэтому он отвечает за поддержание позы в полетных фазах прыжков. Легко заметить, как дети, едва научившись прыгать на батуте, держат осевую осанку (то есть голову-шею-туловище), но как-то неловко размахивают руками (у них еще не наработался уровень регуляции В). Происходит это потому, что уровню А в первую очередь подчиняются тонические мышцы шеи и туловища, которые выполняют функцию поддержания мышечного тонуса позы и осанки.

Патологическое поражение уровня А проявляется так называемой восковой, каталептоидной гибкостью, застыванием позы. Менее выраженные нарушения, типичные для спортивной практики, проявляются в несбалансированности мышечного тонуса: мышечные дистонии, гипер/гипотонии.

Уровень В (субкортикальный, таламо-палиадарный уровень неокинетических регуляций).

Это первый уровень обеспечивает уровень неокинетических регуляций, то есть регуляцию соматической мышечной системы. Будучи фоновым уровнем для всех более сложных мышечно-суставных движений, уровень В работает без привлечения сознания. Но определенное вмешательство сознания в контроль движений уровень В все же допускает. Этот уровень ответственен за накопление двигательного опыта, поддержание двигательной памяти, то есть за набор двигательных фонов, которые проявляются в грациозности и пластичности движения. Без нормализации этого уровня все движения будут угловатыми и корявыми.

Основная задача уровня В — обеспечение принятия позы и поддержания рабочей осанки в гравитационном поле. Движения спортсмена в окружающем нас пространстве этот уровень не поддерживает (за это ответственен уровень С).

На уровне В производится закладка фундамента любого двигательного навыка. Поэтому коррекция или исправление двигательного навыка и «движений-паразитов» неминуемо потребует вмешательства на уровне В.

Другой особенностью уровня В является его способность к внесению собственного, проприомо-торного ритма во все более сложные движения. Это эндогенный ритм, порожденный индивидуальным пространством движения, в противовес экзогенным ритмам, присущими танцу и другим видам искусства движения. Дело в том, что на уровне В отсутствует телерецепторная афферентация, обеспечивающая контроль движения в пространстве; нет ни зрительного, ни слухового контроля. Все более сложные двигательные паттерны приобретают собственный ритм именно за счет регуляции на уровне В. С другой стороны, любая ритмическая коррекция сколь угодно сложных движений будет заведомо безуспешной либо неполной, если ее не проводить на уровне В.

С уровня В начинают появляться динамически устойчивые синергии — паттерны движения.

Если уровень А был ответственен за тонус, то уровень В ответственен за «владение своим телом»: пластичность, грациозность, естественной, гармоничность движения.

К патологиям, проявляющимся на уровне В относится «амимия, скованность позы, скудность жестов, отсутствие выразительных движений, потеря наработанных автоматизмов, деавтоматизация ходьбы. Нередко говорят, что поражение уровня В проявляется «параличом «инициативы» к двигательному акту.

Нарушения построения движения на уровне В в спортивной практике проявляется в нерациональности рабочей осанки, выполняемых паттернов движения, нестабильности двигательных навыков и т. п. Со стороны все это выглядит как угловатость, нерациональность, неритмичность в движениях.

В приведенной ниже таблице вкратце изложены основные характеристики всех уровней построения движения по Н.А. Бернштейну.

Таблица уровней построения движения по Н.А. Бернштейну.

Уровень Основные характеристики уровня

А Поддержание тонуса и позы тела в невесомости.

В Обеспечение позы, в гравитационном поле; слаженность работы синергии (паттернов движения).

С Подуровень С1 — передвижение собственного тела или вещи по строго определенной траектории, Подуровень С2 — точность попадания в конечную точку траектории независимо от пути

D Оперирование (деятельность) предметом

Е Оперирование со смыслами, знаками и образами.

Патологические нарушения на уровнях построения движения требуют специализированного медицинского лечения, по большей части психоневрологического характера. Но нарушения на уровнях построения движения могут происходить у практически здоровых юных спортсменов; нередко под влиянием нерационально построенного тренировочного воздействия. В таких случаях требуется не столько лечение, сколько их коррекция (см. таблицу).

В рамках повседневной тренерско-педагогической деятельности возможно проведение посильной коррекции нарушений на уровнях С, D и Е. Но нарушения, лежащие на низших уровнях (А и В), педагогической методам воздействия обычно малодоступны. На уровнях Л и В эффективны не педагогические, а медицинские подходы к коррекции, например, специализированный массаж, ЛФК, Войта-терапия и др.

Массаж как вид терапевтического воздействия является наиболее эффективным средством коррекции на уровне А. Массаж в этом случает следует рассматривать как индивидуально назначенную и проводимую врачебную процедуру. Проведение массажа средним медицинским персоналом по стандартной схеме в рамках определенного вида массажа (лечебного, спортивного и т. п.) обладает значительно меньшей эффективностью.

ЛФК может быть эффективным методом коррекции на уровне В (и частично на уровне А). Но и здесь важны не столько стандартные комплексы, сколько индивидуально подобранные и дозированные врачом-ЛФК упражнения. Причем, значительную часть занятия следует отвести проведению «пассивной гимнастики», что в рутинной практике проведения групповых занятий оказывается вряд ли невозможным.

Таблица типичных нарушений уровней построения движения и способы их коррекции.

Уровень типичное нарушение способ коррекции

А мышечная дистония (гипер / гипотония) медицинское

В диссинергии, мышечный дисбаланс, нарушения в формировании патернов движения медицинское

С дистаксия - координационные нарушения спортивно-педагогическое

D диспраксия - предметно-деятельностные нарушения педагогико-психологическое

Е личностные персеверации психологическое, когнитивное

Войта-терапия является одним из признанных нейрофизиологических методов коррекции движения уровня В (и отчасти уровня А). Этот метод коррекции двигательных расстройств был предложен чешским детским неврологом Вацлавом Войта (Vaclav Voj'ta, 1917 — 2000). В настоящее время указанный метод является клинически апробированным и рекомендованным в лечебную практику в ряде стран мира.

Войта-терапия первоначально была ориентирована на лечение детей, страдающих детским церебральным параличом и разного рода последствиями родовых травм. Метод основывается на открытом В. Войта принципе: при проведении определенных телесных актов в виде надавливания и удержания в определенных зонах человеческого тела организм отвечает особого рода стереотипными двигательными реакциями на изменение позы и положения тела в пространстве. Такая терапия базируется не на рефлекторных реакциях организма человека на воздействие, а на обращении к «древним» двигательным моделям (паттернам движения). При многократном воздействии на особые места на теле человека (зоны Войта) происходит переобучение «закрепившихся» двигательных моделей на более физиологически рациональные, что внешне проявляется в обретение пластичности и естественности выполняемых движений. За счет нормализации мышечного тонуса и баланса мышц агонистов-антагонистов улучшается гибкость, координация, равновесие, ориентация в пространстве, чувство внутреннего пространства.

«Войта-терапия не состоит в тренировке двигательных функций ... скорее способствует доступу через центральную нервную систему к отдельным частичным двигательным моделям, необходимым для определённого движения или действия» (см. Интернет-сайт международного общества Войта-терапии http://www.vojta.com).

Наблюдение и медико-педагогический эксперимент

Мы решили апробировать указанный метод Войта как вид телесно ориентированной терапии для коррекции нарушений тонуса, рабочих осанок и паттернов движения в гимнастике со спортивной направленностью (спортивная и художественная гимнастика).

Типичными нарушениями рабочих осанок являются поднятие плеч на элементах, ссутуливание (кифозирование) в грудном отделе позвоночника, гиперлордозирование в поясничном отделе позвоночника, неправильная установка тазобедренного сустава, ног, асимметрии по сколиотическому типу в силу доминирующего выполнения элементов на «любимую» сторону и т. д.

Мы проанализировали работу тренера-преподавателя и тренера-хореографа по исправлению таких негативных установок у гимнастов и задались следующим вопросом: Что хочет добиться настоящий педагог от своих учеников? — Не повторения, не заучивания движения, а личностное и естественное воспроизведение движения понимающим и осознающим свою деятельность учеником.

В повседневно практике тренеры, для коррекции рабочей осанки у гимнастов, мягко надавливают руками на тело гимнаста с целью приведения его в правильное положение.

Наши наблюдения показали, что начинающий педагог коррегирует тело ученика без выделения доминирующих зон надавливания и удержания. И только с обретением педагогического мастерства тренер точными локализованными воздействиями выстраивает тело ученика и направляет его движение по «правильной» траектории. Опытные тренеры-преподаватели и хореографы корригируют рабочую осанку ученика путем «надавливания и удержания» практически в одних и тех же местах — и эти места по локализации практически всегда совпадали с так называемыми основными «зонами Войта»:

1. Спереди — область верхушки сердца (4-5 межреберье), сзади — под углом лопатки.

2. Акромиальный отросток лопаточной кости.

3. Область локтевого сустава — боковой надмыщелок плечевой кости.

4. Область кисти со стороны большого пальца— шиловидный отросток лучевой кости.

5. Область таза — гребень подвздошной кости.

6. Область коленного сустава — надмыщелки бедренной кости с обеих сторон.

7. Область голеностопного сустава ниже наружной лодыжки — латеральный отросток пяточной кости.

Проведенный структурно-биомеханический анализ показал, что коррекция рабочей осанки в зонах Войта имеет не столько биомеханический, сколько нейромышечный переобучающий смысл; то есть направлена не столько рабочую осанку, сколько на обретение гимнастом оптимального паттерна движения, соответствующего выполняемому гимнастическому элементу.

Иными словами, метод Войта позволяет корригировать три фундаментальные и взаимообусловленные составляющие: тонус, рабочую осанку и паттерны движения.

В связи с вышеизложенным, мы решили оптимизировать такую неявным образом проводимую «тренерскую коррекцию» рабочей осанки и выполняемых элементов следующим способом: тренер-хореограф (тренер-преподаватель) теперь уже осознанно корригирует позу ученика путем легкого надавливания с удержанием тела ученика в диагонально расположенных зонах Войта. При этом избегаются любые касания тела ученика вне зон Войта (это правило классической Войта-терапии!). Диагонали направления воздействия, также являющиеся частью классической техники Войта-терапии, выбирались следующие: от правого плеча к левой пятке и от левого плеча к правой пятке и в обратном направлении.

Нарушение позы всегда ведет к нарушению баланса мышечного тонуса. В ходе применения метода Войта уже за несколько тренировочных занятий удавалось не только корригировать ошибочную установку рабочей осанки у спортсмена, но и перераспределить патологически закрепленный гипертонус, что говорит о происходящей глубинной нейромышечной коррекции.

В ходе педагогического эксперимента нами были выбраны несколько групп детей, занимающихся гимнастикой со спортивной направленностью (спортивная и художественная гимнастика) и контрольная группа того же контингента. Эксперимент длился в течение одного учебного года. В экспериментальных группах тренер и тренер-хореограф корригировали нерациональные рабочие осанки согласно методу Войта (то есть только в зонах Войта, диагонально направляя давление воздействия). В контрольных группах коррекция рабочей осанки ученика велась традиционным методом; тренер руками поправлял рабочую осанку не заботясь о месте и направлении телесного контакта.

По истечению срока педагогического эксперимента дети в экспериментальной группе демонстрировали скорригированную рабочую осанку с минимальными признаками нарушения тонуса, в то время как дети в контрольной группе если и принимали правильную по форме рабочую осанку, то делали это с вовлечением несбалансированного нервно-мышечного тонуса.

На основании проведенных исследований можно полагать, что применение метода Войта-терапии как вида телесно-ориентированной коррекции, может значительно оптимизировать тренировочный процесс, путем воздействия на уровни А и В построения движения по НА. Бернштейну.

Изложенный выше способ коррекции тонуса, рабочей осанки и паттернов движения был апробирован на базе Гимнастического клуба «Динамо-Москва» имени Михаила Воронина (президент Андрей Георгиевич Зудин, вице-президент, директор СДЮШОР «МГФСО-Динамо» по Спортивной гимнастике Виктор Иванович Мельников).

 

Расширенный поиск  
Цена (руб.):
 
Выберите категорию:
Производитель:
Результатов на странице: